Навигация по сайту

Joomla Slide Menu by DART Creations
Главная Для родителей Советы по воспитанию и развитию детей Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

 Постигая смысл слов

(методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста)

Прозорова С.Ю., рук.объединения «Дошколенок»

 

У детей старшего дошкольного возраста большой запас слов (он доходит до 4—5 тыс.). Это главным образом слова основного словарного фонда языка, т. е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Конечно, не все дети владеют в полной мере таким богатством и самостоятельно им пользуются. Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пассивный словарь).

Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания, чтобы они понимали многозначность слов и их различные оттенки, образное употребление слов.

 

Специалистами разработана система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка. Приведем некоторые из этих упражнений.

1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.)

Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Береза.)

2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает.)

Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце.)

Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья.)

3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно.)

4. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.

5. Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес (...). Дворник взял метлу, он будет (...). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (...).

6. Распространение и дополнение предложений. Дети идут. (Куда?Зачем?) Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему? Зачем? Когда?)

7. Составные части целого. Дерево – ствол, ветки, сучья.

8. Составление предложения с определенным словом (или несколькими словами).

Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение.

 


Copyright 2025. Создание сайта 5900.ru